Домой Новости Как чувство вины развивает отношения и для чего возвращать плохое

Как чувство вины развивает отношения и для чего возвращать плохое

140

Когда одна сторона даёт что-либо другой, возникают отношения. Тот, кто даёт ощущает некоторую лёгкость, превосходство и право требовать. У получателя же возникает чувство вины, внутреннее напряжение, желание что-либо дать взамен, и это внутреннее чувство будет терзать человека, пока он не восстановит баланс.

Так система через чувство вины и невиновности направляет людей к соблюдению баланса,

пытается привести к равновесию обмен внутри себя между равными по статусу – например, между мужем и женой.

Как ни странно, при восстановлении баланса отношения могут прекратиться, т.к. напряжение уходит, у участников возникает чувство легкости. Поэтому, для продолжения отношений, если получено нечто хорошее, можно вернуть немного больше, чтобы напряжение постоянно сохранялось, а также рос объем обмена между людьми, что ведёт к взаимному обогащению, наполнению участников и  увеличению хорошего.

Если же человек совершил нечто плохое, то для продолжения отношений и улучшения их качества, нужно вернуть немного меньше плохого, т.о. объем обмена в плохом с каждым разом будет всё меньше и меньше.

Для того, с кем поступили несправедливо, есть ловушка и большой соблазн стать еще большим агрессором, превратиться в жестокого разрушителя.

Жертва плохого поступка нередко внутри чувствует своё превосходство над обидчиком,

высокомерие, появляется ощущение права требовать, наказать. Могут проскакивать различные мысли, вроде: «я хороший, ты – плохой», «я гораздо лучше, чище и выше тебя», «я добрый и терпимый, а ты – злой, подлый и неуравновешенный», «я страдаю и попаду в рай, а ты, грешник, – в ад».

Есть и другой вид отношений – тот, в котором изначально присутствует неравенство и одни значительно больше дают, а другие – берут, например между родителями и детьми или между учителем и учеником. В таком случае, принимающая сторона не может вернуть свой долг тому, кто даёт, а может лишь передать полученное дальше, например своим ученикам или детям.