Домой Развитие Техники мозгового штурма

Техники мозгового штурма

техники мозга

Всё в нашем мире вещей «сделано» из идей

Не в прямом смысле этого слова, ведь, как известно из уроков физики и химии – всё в материальном мире состоит из молекул, молекулы состоят из атомов, а атомы, в свою очередь, из элементарных частиц и так далее. Но оглянитесь вокруг: стены вашего дома, ваш компьютер и сотовый телефон, стол, за которым вы работаете, стул, на котором сидите, кровать, лампа освещения — однажды они были не более чем идеями в головах людей. Будучи воплощёнными в жизнь, постепенно меняя свою форму и содержание, идеи становились теми предметами, которые вас окружают.

aaaВы легко можете убедиться в этом, зайдя на поисковую страницу и введя вопрос относительно истории какого-либо из окружающих вас предметов. Поисковая машина выдаст вам несколько страничек с описанием истории этой вещи и её предполагаемого создателя, которого когда-то посетила идея создания это вещи.

Идеи меняют наш мир

Без сомнения это были ценные идеи, и ценность подобных идей была тем выше, чем больше пользы они приносили человечеству. Ну а тот, в чью голову приходила одна из таких идей, становился известной личностью, обогащался сам или способствовал обогащению более предприимчивых личностей. Идеи в буквальном смысле меняли, и, разумеется, продолжают менять наш мир, что делает их желанной «добычей», за которой беспрестанно ведётся «охота».

Быть может, поэтому многие, если не каждый из нас, хотели бы стать авторами хорошей идеи. Но вот беда, подобно всем хорошим, уникальным идеям, они не появляются в голове беспричинно. А если и появляются, то крайне редко, и далеко не у всех. У тех лишь, кто, как минимум, задаётся вопросами, обладает определёнными навыками и знаниями и стремится сделать мир лучше. Печально только, что даже это не гарантирует появление хорошей идеи, разве что, увеличивает такую вероятность.

aa

Можем ли мы позволить себе надеяться на случай и ждать, когда идеи сами придут в нашу голову?Это было бы слишком беспечно, особенно в наше неспокойное время, да и нет в этом более необходимости, ведь бы можем запустить процесс создания идей с помощью множества существующих техник мозгового штурма. Большую часть таких техник вы найдёте в этой статье. Применяя их на практике, вы сможете генерировать идеи любого характера, как для развития существующего и открытия нового бизнеса, так и для улучшения собственной жизни и создания в ней большего разнообразия. Итак, приступим к описанию техник мозгового штурма.

Техники мозгового штурма:

1. Изменение точки зрения

Это один из довольно интересных способов создания новых идей, который заключается в том, что вы переходите на другие плоскости восприятия, откуда вы можете наблюдать свои проблемы с разных сторон и различными способами.

  1. Путешествие во времени. Эту технику мозгового штурма нередко называют техникой Герберта Уэллса. Для её применения на практике, вам необходимо мысленно переместиться во времени в прошлое или будущее, и взглянуть на свою проблему из этого времени, так, как если бы вы на самом деле принадлежали этой эпохе.
  2. Смена местоположения. Менее радикальное средство изменения вашего взгляда, для применения этой техники вам потребуется мысленно представить себя жителем других регионов вашей страны, других стран, быть может, даже планеты, вселенной, измерения, в зависимости от того, как далеко может увести вас ваше воображение.
  3. Вхождение в роль. Почему бы не посмотреть на свою проблему глазами другого человека, хотя бы мысленно. Ассоциируя себя с кем-либо, мы словно приобретаем характеристики этого человека, опять же, насколько хватает воображения и знания другой личности, и начинаем видеть вещи иначе.
  • Взгляд клиента. Если вы изобретаете, хотите увеличить количество продаж ваших товаров или услуг, вам просто необходимо взглянуть на свой продукт глазами ваших клиентов. Потренируйтесь в этом, постарайтесь представить себя клиентом своего предприятия или «залезть в шкуру» своих клиентов. Такой подход даст вам свежий взгляд на ситуацию.
  • Мнение конкурента. Забавно, но хотя бы в данной ситуации конкуренты могут принести вам пользу, иногда значительную. Постарайтесь взглянуть на свой бизнес глазами своего конкурента, который спешит «переплюнуть» вас в своей оригинальности. Не обязательно выбирать для этого существующих конкурентов, достаточно абстрактного образа, в который вам необходимо переместиться.
  • Точка зрения разных людей. Здесь вы не ограничены в выборе человека, глазами которого хотели бы взглянуть на проблему. Это может быть ваш отец, мать, брат, друг или знакомый, обладающий незаурядным интеллектом, да кто угодно, чей взгляд мог бы помочь вам найти выход из сложившейся ситуации.
  • Что бы могла предложить историческая личность. Если прежде вы смотрели глазами живых людей, то теперь вам предстоит пройти чуть дальше. Постарайтесь изобрести решение с помощью взгляда на ситуацию некой исторической личности. К примеру, если вам необходимо решить изобретательскую задачу, взгляните на неё глазами Альберта Эйнштейна или Томаса Эдисона.

2. Изменение атрибутов

С помощью этого подхода, вам предстоит изменить в своём воображении вашу проблему таким образом, чтобы она стала выглядеть немного по-другому, и посмотреть, что из этого получится. Вот как это делается:

  1. Масштабирование. Увеличение или уменьшение вашей проблемы или ситуации, до огромных и до малых размеров. Чтобы получить поток идей для своего бизнеса примените эту технику мозгового штурма, и увидьте своё предприятие малым, средним и большим. Взгляните на свой бизнес, как на малую закусочную, сеть ресторанов и целую корпорацию.
  2. Сжатие – растяжение сроков. Поэкспериментируйте со сроками, в которые вы должны решить свою проблему, промежутками времени между разными технологическими операциями и их длительностью. Уменьшайте и увеличивайте сроки, и отмечайте изменения, которые бы вам потребовалось внести в свою задумку для разных сроков.
  3. Игра со свойствами. Здесь, старайтесь не ограничивать свою фантазию. Используйте для мысленного изменения своей проблемы, ситуации или продукта весь спектр свойств и качеств, которыми они могли бы обладать. Холодный, горячий, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, простой, сложный. Старайтесь применять различные свойства, даже если сравнение кажется вам нелепым и нелогичным. Развивайте свои творческие способности.
  4. Поиск альтернативы. Поиск альтернативных путей это вопрос вашей гибкости, способности находить разные пути выхода из сложившейся ситуации, главное, что эти качества вашей личности можно улучшать, правда, для этого потребуется практика. Так, применяя технику мозгового штурма «поиск альтернативы», вы можете получить массу интересных идей для развития своего бизнеса и решения изобретательских задач, кроме того, это поможет вам стать более гибкими.
  • Другой продукт или услуга. Вы, возможно, пересмотрели тысячи вариантов для улучшения своего товара, и не нашли ничего стоящего. В таком случае, вы можете поразмыслить над его полной или частичной заменой. Не исключено, что это откроет перед вами новые горизонты.
  • Другая ниша. Может вам стоит попробовать себя в другом бизнесе? По крайней мере, размышления о переходе вашего бизнеса на другую нишу, могут привести вас к интересным мыслям относительно его текущего бизнеса.
  • Рынок сбыта. Ваши дела могут значительно улучшиться, если вы найдёте альтернативу для своего рынка сбыта. Может быть, для этого вам стоит перевезти ваш бизнес в другой город или район? Даже если вы не видите в переезде перспектив, вам ничего не мешает просто рассмотреть это как вариант.
  • Источники дохода и финансирования. Любому бизнесу требуются источники дохода и финансирования, чем больше, тем лучше. Ищите различные способы улучшения финансового состояния вашего предприятия, рассматривайте все варианты, которые только придут в голову.
  • Требуемые ресурсы. Если вы производите товар или услугу, вам, вероятно, требуются ресурсы, материальные или человеческие. Подумайте, какими альтернативными ресурсами вы можете обойтись в производстве ваших товаров, так, чтобы сделать их более качественными и менее дорогими.

3. Свободное творчество

Его нельзя назвать техникой мозгового штурма в полном смысле этого слова, поскольку свободное творчество предполагает отсутствие каких-либо правил, которых вы должны придерживаться, для получения хороших идей. Главное здесь – начать творческий процесс, чтобы настроить свой мозг на работу.

4. Хождение по краю

В этой технике мозгового штурма от вас требуется мысленное расширение границ возможного. Так, хождение по краю подразумевает рассмотрение худшего и лучшего из возможных сценариев, а также изучение границ ваших возможностей в работе или жизни, и их дальнейшее расширение. В процессе выполнения этой техники вы можете натолкнуться на массу интересных идей относительно вашей текущей ситуации.

  • Реверс. Переверните с ног на голову всё, что только возможно, и посмотрите, что из этого выйдет. Реверс предполагает выполнение действий с точностью, да наоборот, но не обязательно в жизни, поскольку это может привести к непредсказуемым результатам. Достаточно будет произвести это действие мысленно, то есть, в своём воображении, что поспособствует развитию гибкости вашего мышления и появлению оригинальных идей.
  • Ликвидация разрыва. В вашем распоряжении должно находиться наиболее полное представление о двух точках – начальном и конечном пункте вашего путешествия. Можете нарисовать их на бумаге, и провести линию из возможных решений для перемещения из одной точку в другую. Можете отметить их на полу, и, обязав себя с каждым шагом от начальной точки к пункту назначения предлагать возможное решение, постепенно передвигаться от точки к точке.

5. Групповой мозговой штурм

Это наиболее распространённая техника мозгового штурма, особенно в среде менеджеров компаний стран запада. Во время группового мозгового штурма, каждый член группы, чаще всего состоящей из 6 — 8 человек, предлагает на рассмотрение и обсуждение свои идеи, придерживаясь заранее составленного плана.

  • Поиск идей и обсуждение. Это стандартная форма группового мозгового штурма, процесс которого разделён на две условные части: в первой части предлагаются всевозможные идеи, во второй проходит их обсуждение и выбор подходящих, работающих идей. Все участники мозгового штурма наделяются равными правами в выражении своих мыслей, что позволяет услышать идеи каждого человека.
  • Индивидуальный пересмотр. Это один из видов группового мозгового штурма: каждому участнику выдаётся лист бумаги, на котором, в течение нескольких минут, они пишут свои идеи. После этого, листки меняются между участниками, открыто или тайно, и начинается запись идей, на основе тех, что были написаны предыдущим участником. Обмен списком идей продолжается до тех пор, пока каждый лист с идеями не побывает у каждого участника.

6. Карта ума

Это довольно интересная техника, впервые предложенная Тони Бьюзеном в книге «Супермышление», подойдёт не только для создания хороших идей, но и для улучшения запоминания изучаемой информации, а также развития мышления. Суть техники сводится к визуальному (посредством рисования) построению ассоциаций вокруг центрального образа или вопроса и объединению их связующими элементами (например, линиями).

Карты ума особенно хороши для ведения конспектов, и являются отличной альтернативой стандартному линейному конспектированию.

7. Эффект Медичи

В этой технике мозгового штурма вы связываете идеи из областей или сфер, которые никак не пересекаются друг с другом, и извлекаете из сего процесса новые уникальные идеи. Для применения этой техники вам придётся проявить немалую гибкость своего ума, иначе вам будет сложно сложить воедино что-то, что не поддаётся объединению.

8. Список «100»

Всё, что потребуется вам в этой технике, это лист бумаги и карандаш или ручка, а также некоторая доля терпения. Выделив для выполнения этой техники, немного времени, вы даёте себе задание составить список из ста способов решения вашей проблемы и обязуетесь не вставать с места, пока список не будет завершён сотой идеей. Записывая всё, что придёт вам в голову относительно вашей проблемы, вскоре вы можете обнаружить в своём списке несколько полезных для вашего дела идей.

9. Автописьмо

Эта техника больше подходит для выявления скрытых в вашем подсознании негативных установок, проблем из прошлого, о которых вы могли забыть, и неосознанных страхов. Однако, при правильном подходе, а именно задавшись целью решить наболевший вопрос, вы можете запустить процесс «бессознательного творчества». Результат такого способа автописьма может быть весьма непредсказуем, он либо сработает, либо нет. Однако нельзя исключать, что получившаяся смесь нелогичных и, в чём-то даже абсурдных, предложений натолкнёт вас на полезные мысли.

10. Медитация

Трудно назвать медитацию техникой мозгового штурма – большинство людей привыкло видеть в ней только духовную практику. Тем не менее, это один из лучших способов сосредоточения на интересующем вас вопросе. Находясь в медитативном состоянии и прислушиваясь к своим мыслям, большую часть которых вы не осознаёте в другое время, вы можете обнаружить что-то действительно стоящее. Просто дайте себе установку на решение стоящей перед вами задачи.

11. Вдохновение случая

Итак, ваш ум занят поиском интересной идеи, и вы безрезультатно перебрали все возможные и невозможные варианты. Что же, в таком случае вам может помочь «вдохновение случая». Выходите на улицу, встретьтесь с друзьями и хорошенько отдохните, старайтесь при этом всё время находиться в настоящем моменте и наблюдать за всем происходящим. Прислушайтесь к своей интуиции и следуйте её зову, не исключено, что дальнейшие события будут разворачиваться по такому пути, который приведёт вас к неожиданному решению.

Имейте терпение в вопросе поиска новых идей

Применение перечисленных выше техник многократно увеличивает вероятность успеха вашего поиска, однако для действительно ценных идей, меняющих человеческую историю, требуется нечто большее. Взглянете на жизнь величайших людей истории, и вы заметите, что большинство из них были верны своему делу и, не смотря на тысячи неудач, продолжали искать ответы. Весьма вероятно, что великими этих людей сделал их путь, а не наследственность, а идеи им пришли в процессе работы, а не по случайности. Успехов вам!